Сход-развал – это система углов наклона плоскости вращения колеса относительно дорожного полотна и кузова автомобиля, которая обеспечивает оптимальный контакт шин с дорожным покрытием. Сход-развал образуют следующие углы:
•схождения и развала;
•продольного и поперечного наклона;
•прилежащий угол и плечо обкатки;
•смещение оси и линия осевого давления.
Ответ на вопрос, когда и как часто надо делать развал-схождение колёс, можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля. Производители рекомендуют выполнять эту процедуру после пробега в пределах от 12–15 до 20–25 тыс. километров.
Момент, когда делать сход-развал на машине, опытные водители также определяют по ощущениям от вождения. Если автомобиль уводит в сторону, требуется прикладывать повышенное усилие при поворотах, появился ощутимый люфт рулевого управления, вам нужно делать развал-схождение на авто.
Большинство углов схода-развала можно регулировать для компенсации износа деталей подвески. Исключение составляет поперечный угол наклона, величина которого задана конструкцией поворотного кулака и не подлежит регулировке. Если она вышла за допустимые рамки, единственным решением этой проблемы является замена изношенной детали.
В каких случаях делают развал-схождение
Мы уже назвали отдельные признаки, по которым определяют, когда нужно делать сход-развал. Помимо этого, развал-схождение делают в таких случаях:
•при нетипичном износе протектора;
•после аварий и ДТП, даже при отсутствии видимых повреждений подвески;
•после попаданий в выбоины и наездов на препятствия, особенно когда это привело к повреждению шин и колёсных дисков;
•при нарушении курсовой устойчивости;
•при возникновении проблем торможения автомобиля с исправными тормозами;
•после любого ремонта подвески;
•после смены шин с нетипичным износом протектора.
Например, нарушенная курсовая устойчивость автомобиля означает, что вам надо делать развал-схождение на задних колёсах.
Кстати, сход-развал на задних колёсах выполняют значительно реже, чем на передней подвеске. Рекомендуемая периодичность развала-схождения задних колёс в 1,5–2 раза больше соответствующего показателя для передней подвески, поскольку на заднюю ось автомобиля приходятся меньшие эксплуатационные нагрузки.
Последствия эксплуатации автомобиля с нарушенными настройками ходовой части
Если вы знаете, когда и как часто надо делать развал-схождение, но откладываете эту процедуру на потом, вы рискуете столкнуться с весьма неприятными последствиями эксплуатации автомобиля с нарушенными настройками подвески. В первую очередь это риски безопасности движения, связанные с ухудшением управляемости автомобиля. В их числе:
•проблемы с манёвренностью, что сказывается на безопасности перестроений и обгонов;
•увеличение крена в поворотах, что может стать причиной переворота машины;
•увеличение тормозного пути и заносы автомобиля при торможении;
•необходимость постоянной корректировки курса, что проявляется в рысканье автомобиля из стороны в сторону.
Нарушенные настройки ходовой части также могут быть причиной увеличенного расхода топлива, поломок сопряжённых узлов и частей автомобиля, преждевременной замены шин. Развал-схождение нужно делать и по окончании зимнего сезона, когда условия эксплуатации машины являются наиболее неблагоприятными. Проверка и восстановление настроек подвески после зимнего сезона рекомендуется независимо от величины пробега с момента, когда сход-развал колёс был сделан в предыдущий раз.