Назад к списку

Техосмотр с видеофиксацией по новым правилам 2021 года

В этом году пройти техосмотр автомобиля станет сложнее. Новые правила уже вступили в силу, а с 1.10.2021 года ужесточат контроль исправности автотранспорта. Штрафы станут больше, а возможность прохождения техосмотра через фиктивные схемы постараются исключить. Так что просто купить диагностическую карту уже не получится. 


Цели введения новых правил и требований 

Вряд ли кого-то удивит, что изрядный процент ТО в стране проводился с нарушениями действующего законодательства. Здесь речь шла как о прямой коррупции, когда законно работающие специалисты за определенную плату закрывали глаза на проблемы, и о компаниях, которые проводили фиктивный техосмотр ТС. Чиновники хотят, чтобы на дорогах не осталось неисправных авто, которые за взятку прошли проверку. 

 Начиная с 1 марта 2021 года введено требование на регистрацию операторами всех машин, прошедших ТО по правилам нового образца. 

Как проводится осмотр транспортных средств по новым требованиям 

 Итак, чем отличается техосмотр в 2021 от дореформенных правил? Правил, которых не было ранее (они касаются также прицепов и прочей несамоходной техники), всего пять: 

•Все ТС, прибывающие для прохождения ТО на специализированные пункты, должны фиксироваться в процессе на камеру. Для этого обычно используется смартфон с установленным приложением. Снимки делаются до и после того, как машина прошла техосмотр, а затем снимки пересылаются на сервер ЕАИСТО. Изображения в обязательном порядке содержат координаты места, где выполнялась процедура – это предусмотрено в функционале программного обеспечения. 

•В ходе прохождения диагностическую карту ТС обязательно должен заверять техник. Для этого используется уникальная ЭЦП, подделать которую невозможно. Попутно так персонифицируются исполнители, чтобы в случае нарушений легко выходить на эксперта, работающего недобросовестно. Раньше карта техосмотра выдавалась на бланке с печатью и подписью. Естественно, махинаций было в разы больше. 

•В случае, когда владелец авто планирует выезжать в другие страны, документ нужно будет распечатать для предъявления на бумажном носителе. Если же ездить планируете только по России, то электронной версии документа о техосмотре автомобиля будет достаточно. 

•Прохождению ТО могут помешать практически любые значительные конструктивные изменения, не предусмотренные производителем. Установили более мощный двигатель или самовольно поставили ГБО? Получите проблемы. Нет бачка стеклоочистителя? Аналогично. Даже наклейки на фары могут стать теперь причиной непрохождения. Если до 1 марта административные нормы были мягкими, то теперь за их нарушение можно получить штраф, а машину отправят 

•Ответственность за нарушения легальной процедуры техосмотра в 2021 году для физических и юридических лиц ужесточилась. 

 Последнего пункта коснёмся подробнее. Итак, если у вас карта техосмотра фиктивная или отсутствует вовсе, то ГИБДД получает полное право изъять документы на авто, исключив дальнейшую его эксплуатацию владельцем или иными лицами по доверенности. 

 Если сотрудники автоинспекции выявляют на авто любые агрегаты, не соответствующие заявленной модификации (ГБО, фары и т.д.), машину могут изъять. Владельцу придётся за свой счёт устранять обнаруженные нарушения. 

 Более строгим станет техосмотр для ОСАГО, а страховщики теперь будут проверять диагностическую карту. Так они при ДТП смогут предъявлять виновникам дополнительные иски. 

 Ещё одно важное нововведение, формально не относящееся к самим ТО, относится надзор за операторами подобных сервисов. Если раньше пункты техосмотра курировал РСА (Российский союз автостраховщиков), то теперь разрешения выдаёт Ространснадзор. 

Какие сложности появились после реформы 

Первым делом чиновники создали единую базу для техосмотра — портал ЕАИСТО от МВД. На данном ресурсе собрана информация обо всех авто страны и их владельцах. Что примечательно, портал был официально запущен с 1 марта текущего года. 

 Однако работало всё далеко не идеально. На серверах МВД были сбои, которые замедлили отправку документации, фактически парализовав процесс. Ударило это как по нарушителям, так и по легальным пунктам ТО. 

 Люди искали, где проходить техосмотр машины, а найдя легально работающий центр, сталкивались с техническими проблемами. Оператор не мог пройти аккредитацию, передать снимки фотоотчетов, сформировать диагностическую карту через официальное ПО. 

 Получилось так, что из всех доступных процедур, работала только выдача полисов страховки ОСАГО. Благо, сейчас проблемы частично устранены. 

Теперь никакой «удалёнки» 

 Вам придётся приехать в пункт лично на своей машине. Фотофиксация, о которой говорится в новом законе, позволяет исключить ситуации, когда ТО «проходит» автомобиль, по факту даже из гаража не выезжавший. В начале и в конце процедуры делаются снимки, на которых обязательно должны быть видны госномера. Помимо геолокации, снимки содержат дату и время. Хранятся фотографии согласно новым правилам не менее пяти лет. Так что исключены любые ситуации, когда техосмотр проводится заочно и/или дистанционно. 

 Подробности о требованиях к фотосъёмке лучше читать в оригинальном документе: приказе Минтранса России от 31.03.2021 №97. 

 Также оператор теперь обязан перед началом проверки убедиться, что VIN-код авто, номера кабины авто, его рамы или кузова и т.д. соответствуют тем, что значатся в предъявленных документах. Если же не совпадают или отсутствуют, задача оператора — сообщить об этом в ЕАИС, указав, что именно из номеров не совпадает. Естественно, данные попадут в ГИБДД и страховщикам, а СТС машины могут аннулировать. Если в процессе разбирательств выяснится, что рама, кузов или другие части сняты с угнанного авто, владельца ТС ждут проблемы с законом. 

 При совпадении номеров владелец машины может перейти к оплате, а само авто допускается к прохождению техосмотра. При этом оператор, принимая деньги, вовсе не обязан пропускать недостатки, неисправности, грозящие аварией. Всё это вносится в диагностическую карту, а средства возврату не подлежат. 

 Не хотите платить? Не получите документ, а вот сведения о проблемах ТС в базу всё равно попадут. Согласны исправить неполадки? Повторное прохождение ТО всё равно приходится оплачивать. На всё это даётся 20 дней. Кстати, выгоднее приходить на то же самое СТО. Так как в этом случае проверять будут лишь те неисправности, которые они же и нашли. Так может получиться дешевле. 

Как реформа отразится на нелегальных операторах ТО 

 Интересно, что большинство незаконно работавших компаний, продающих диагностические карты техосмотра в интернете, работу не прекратили, но пишут на сайтах, что пока на серверах сбои. Цены на услуги, чаще всего, остаются прежними. Обязательное фото прохождения ТО не просят. 

 Впрочем, так действуют не все. Некоторые компании, работающие с нарушениями законодательства, подняли расценки на свои услуги ещё в феврале 2021. Они предлагали за 2000 рублей выдать фиктивную карту, которая при этом была бы внесена в реестр МВД. Как именно и где пройти техосмотр с такими требованиями, пока понять сложно. Ведь закон-то требует фотофиксацию с координатами.

 Эксперты даже обратились к разработчикам того самого приложения для фиксации. Речь идёт об отечественной компании ООО «Программный продукт». Специалисты сомневаются в том, что нелегалы как-то смогут выйти из этой ситуации. Ведь теперь требования по проведению техосмотра с фотофиксацией до/после и обязательной ЭЦП мастера исключают старые схемы работы. 

 Параллельно эксперты отмечают сложность подключение к БД МВД. Теперь каналы стали надёжнее, уровень защиты повышен. Чтобы войти в систему, нужно провести идентификацию пользователя. Если даже кто-то из правоохранителей захочет посодействовать нарушителям, его легко вычислят. Так что обойти запреты станет в разы сложнее. 

 Однако вряд ли нелегалы, которые столько лет доминировали на рынке, исчезнут в одночасье. С большей вероятностью они придумают новые схемы. Только в этом случае водитель получит гораздо более серьёзные последствия. 

 Если автолюбителя остановят гаишники, то отберут у него СТС и дадут трое суток на прохождение реального техосмотра (в лучшем случае). В худшем просто изымут машину. Если вы устроите ДТП, то страховщик через суд получит сумму ущерба, подав регрессный иск. 

 Чиновники уже предупредили, что водителям следует опасаться полулегальных фирм, продающих карты. Бумажные версии больше не будут действительны, а получение новых требует поэтапное прохождение ТО. 

 Речь идёт о фотографировании с привязкой к координатам по ГЛОНАСС на въезде и выезде с СТО, добавлении данных в базу техосмотра ЕАИСТО и последующей выдаче электронной карты. Также напоминаем о том, что наличие ЭЦП исполнителя обязательно. Карта без неё недействительна. 

 Как мошенники предлагают обойти систему? 

•Приехать к ним. Сделать фото «до» и передать снимки в систему. 

•Отправить далее фото, которые клиент сделал самостоятельно. 

•Далее проводится обработка в фоторедакторе. 

•После этого клиенту выдают бумажную карту техосмотра, которая на самом деле уже не принимается ГИБДД. 

 Дальше ещё один интересный момент. К примеру, в столице оформление карты стоит в среднем 720 рублей. Сайты мошенников же предлагают за 2500 рублей пройти необходимые процедуры. Чтобы имитировать достоверность, данные передаются в старую версию АИС. Клиенту показывают данные, которые хоть и являются настоящими, юридической силы уже не имеют. 

 Дальше, как мы уже писали, вас ждёт штраф. Уже со следующего (2022) года он будет выписываться с камер. Нарушителям каждый день будет приходить постановление на оплату 2000 рублей, пока они не получат диагностическую карту техосмотра. 

 Как же выбрать, где проходить техосмотр, и в процессе не стать жертвой очередных мошенников? Для защиты от махинаций вам нужно посетить официальный сайт РСА, на котором есть список всех операторов ТО, прошедших аккредитацию. Если вы выберете одного из них, то штрафы и иски от страховщиков вам не грозят. 

 Другие способы поиска могут быть опасны, так как сейчас много недостоверной информации, фишинговых сайтов и других рисков для автовладельцев. 

Изменение ответственности. Новые штрафы 

 Почему раньше столько нарушали? Потому, что не боялись. Заплатил деньги, получил бумагу, забыл. Теперь же проходим техосмотр по новым правилам. Только честно. 

 Раньше при управлении ТС без прохождения ТО владелец платил всего лишь 800 рублей. Подобными суммами напугать автомобилистов сложно. 

 По новым правилам компании-операторы несут личную ответственность за отправку данных в базу. Более того, в послереформенном законе даже пометили, что все компании, которые выдают диагностические карты без осмотра, получат 10 тысяч рублей штрафа и отзыв лицензии. Если же их уличат в намеренной отправке заведомо ложных данных, то кроме материальных взысканий, грозят и последствия в виде уголовных наказаний. Самое мягкое — 4 года исправительных работ. Если же речь идёт о преступном сговоре, то нарушители получат реальный срок. Раньше подобной уголовной ответственности за выдачу фиктивных документов не было. 

Что будет с ценами? 

 Будет ли новый техосмотр стоит дороже, чем раньше? Для начала все старые тарифы упразднят. Далее операторы будут определять новые. На их размер повлияют три основных фактора:

•Где будет проводиться ТО (региональные нюансы). 

•Марка, модель, год выпуска авто. 

•Категория.

 Да, компаниям позволят ставить свои цены, но за их ценовой политикой будет следить антимонопольный комитет. Уже подготовлена и утверждена методика, по которой будет рассчитываться стоимость ТО для каждой категории. 

Подробнее о переходном периоде 

 Все, у кого заканчивается срок актуальной диагностической карты с 1.03 по 1.10 этого года, могут пройти ТО после 1 октября, а их карты будут пролонгированы. Впрочем, в стране есть немало людей, которые авто покупают впервые. Аналогично для таксистов, владельцев автобусов и т.д. 

 Так что никакого ажиотажа на пунктах прохождения техосмотра не ожидается. Пройти процедуру с марта по октябрь успеют все. Согласованный последний срок для перевыпуска карт завершится 31.10.2021. К тому моменту МВД решит все имеющиеся технические проблемы.