Назад к списку

Устройство автокондиционера и принцип его работы

По принципу своей работы автомобильный кондиционер является тепловым насосом, обеспечивающим теплообмен между салоном автомобиля и окружающей средой. Теплообмен осуществляется через испарители и конденсаторы, в которых фреон переходит из жидкого в газообразное состояние и наоборот. Первый вид трансформации является эндотермическим процессом с поглощением тепла. Конденсация хладагента происходит с выделением тепла в окружающую среду.

Устройство и принцип работы автокондиционера обеспечивает непрерывный цикл теплообмена, охлаждая тем самым воздух в салоне до заданной температуры. Нарушение правил его обслуживания может стать причиной неполадок в работе кондиционера. Например, недостаточная заправка фреоном сначала приводит к слабому охлаждению салона, а затем к масляному голоданию компрессора, что становится основной причиной серьёзных поломок и дорогостоящего ремонта.

Поскольку неисправности автокондиционера не позволяют ему нормально работать, не откладывайте их устранение на потом. Дальнейшая эксплуатация вышедшего из строя агрегата в итоге обойдётся вам намного дороже своевременного ремонта. Например, дозаправка фреона чаще чем раз в год указывает на наличие утечек в охлаждающем контуре и сильно бьёт по карману. 



Принципиальная схема устройства автокондиционера

Если за точку отсчёта принять компрессор и направление движения теплоносителя, устройство кондиционера в машине имеет следующий вид:

  • компрессор – он создаёт давление в охлаждающем контуре; 
  • конденсатор – в него под высоким давлением поступает газообразный фреон, охлаждается потоком воздуха и переходит в жидкое состояние; 
  • ресивер для осушения хладагента – в нём происходит очистка фреона от избытка влаги и примесей; 
  • расширительный клапан ТРВ – он понижает давление жидкого хладагента перед его поступлением в испаритель; 
  • испаритель – низкое давление вызывает испарение жидкого фреона и его переход в газообразное состояние, после чего он поступает в компрессор, замыкая рабочий цикл. 

Перечисленные части компрессора объединены трубками в единый охлаждающий контур. Устройство автокондиционера также включает в себя привод компрессора, вентиляторы испарителя и конденсатора, датчики контроля давления и температуры.


Конструктивно конденсатор и испаритель очень напоминают устройство радиатора системы охлаждения автомобиля. Самое существенное различие между ними состоит в рабочей жидкости – фреоне и антифризе соответственно. Устройство компрессора кондиционера автомобиля зависит от его типа, поскольку в системах кондиционирования машин используют поршневые, роторные и спиральные механизмы.

Взаимосвязанность частей автокондиционера

Все элементы охлаждающего контура автокондиционера связаны между собой. Поэтому в случае неисправности любой детали кондиционер нормально работать не будет, а часть поломок может полностью вывести его из строя. Например, загрязнение испарителя и конденсатора по существу не расценивается как поломка, но приводит к резкому ухудшению охлаждения салона. Такое же проявление имеет утечка фреона из-за нарушенной герметичности контура, но это уже серьёзная неисправность. 


Даже в том случае, когда устройство кондиционера автомобиля кажется вам простым, не пытайтесь отремонтировать его собственными руками. Это самое неразумное решение. Мы предлагаем всем желающим профессиональные услуги по ремонту и обслуживанию автомобильных кондиционеров, включая дозаправку и заправку фреона, диагностику агрегата в целом и его отдельных частей на самых выгодных в Москве условиях.